Один из незаменимых процессов в машиностроении – фрезерная обработка металла. При помощи фрезы можно создать буквально любые срезы, кромки, отверстия, фаски. Интересно, что фрезой можно обрабатывать не только металл, но и дерево или графит.
Сама по себе фреза – режущий инструмент с зубцами. Она бывает разной формы, от чего и зависит вид будущего среза. Фрезы изготавливаются из быстрорежущих сталей, цельных и твердых сплавов.
Также как и при токарной обработке, при фрезеровании существует главное движение (движение фрезы) и движение подачи (возвратно-поступательное движение заготовки).
Мастера различают попутное и встречное фрезерование. В первом случае векторы вращения фрезы и заготовки совпадают, а во втором – идут в противоположных направлениях. Если деталь, крепления и обрабатываемый материал позволяют, лучше всего предпочесть попутное фрезерование. Так металл меньше нагревается, а значит, не происходит ненужного упрочнения. Кроме того, стружка не налипает на кромки изделия. В современном производстве встречная технология применяется все реже и реже, хотя именно она считается традиционной.
Различают несколько видов фрезерной обработки, каждый из которых необходим по-своему:
• Фрезеровка с ЧПУ. Минимум погрешности, максимум точности. Производится на самых современных станках.
• Резьбо-фрезерная. Название говорит само за себя: фрезой создают резьбу любого вида и размера.
• Горизонтально-фрезерная и продольно-фрезерная. Такие методы применяется для создания больших по размеру деталей. Обычно такие востребованы в судостроении или авиации.
• Вертикально-фрезерная – подходит для деталей разного размера.
Слой материала, который нужно срезать с заготовки называют припуском. В зависимости от того, какое изделие нужно получить на выходе, припуск убирают с одного или нескольких подходов.
Разумеется, деталь выглядит намного аккуратнее, если она сделана в несколько подходов со сменой режимов в процессе. Все режимы описаны в справочных таблицах.
Сначала мастеру необходимо срезать основную массу «лишнего» металла. Для этого он работает на максимально-допустимом режиме, чтобы удалить быстро и много. При этом важно оставить небольшой припуск, чтобы была возможность точно доработать деталь. После этого он понижает скорость и работает более детально, снимая тонкие слои металла, чтобы придать изделию окончательную форму.