Одна из самых популярных работ в токарном деле – обработка наружных цилиндрических поверхностей. Это означает создание и доведение до требуемого вида цилиндрических деталей, таких как вал, ось, втулка и т.д. Работа производится на токарном станке.
Эта работа не может происходить в автоматическом режиме. Для получения качественных цилиндрических деталей всегда нужен грамотный мастер, который будет сам работать за станком.
Первый этап работы – обтачивание. Заготовка закрепляется, к ней подводится резец и включается двигатель станка. Резец, двигаясь, снимает с заготовки стружку, постепенно доводя ее до необходимых размеров. Сами резцы в процессе работы могут меняться – ведь детали обычно имеют перепады по диаметру, скосы и т.д.
Первый этап работы – черновой. С заготовки снимается все лишнее, ее размеры и форма подводятся к тому значению, которое должно получиться на выходе.
Следующий этап — более точный. Здесь задача токаря состоит в том, чтобы довести размеры будущей детали до нужных значений. Специалист проводит контрольные замеры с помощью штангенциркуля и постепенно приводит деталь в надлежащий вид. Иногда бывает, что требуется работа высокого класса точности – для этого используются тонкие резцы и микрометры.
Выточенную деталь, в зависимости от требований заказчика, могут отправить в производство, а могут – на дополнительную обработку. Важно не только получить необходимую форму, но и придать изделию товарный вид. Для этого применяется шлифование (оно тоже может производиться в три этапа – предварительное, чистовое и тонкое), которое производится на специальном шлифовальном оборудовании.
Есть еще ряд операций, которые можно произвести для придания детали окончательного вида. Для некоторых изделий применяется хонингование – нанесение при помощи специального абразива мелкой сетки на цилиндрическую поверхность.
Доводка или притирка помогают довести размеры до идеала. На деталь сверху надевают втулку, смазанную изнутри специальным составом и водят ею по поверхности. При помощи насадок с наждачной бумагой деталь можно отполировать.
Для улучшения контакта детали с другими узлами будущего механизма, можно сделать суперфиниширование – обработку специальными абразивными брусками.