Металлические изделия могут быть не только прочными, функциональными и долговечными, но еще и красивыми. Художественная обработка металла производится разными способами, и один из древнейших – чеканка.
Этот метод нанесения изображений или рельефов на металл был известен еще в античном мире. Использовали чеканку в древней Руси, в Китае и Японии. Сегодня чеканка – не просто метод художественной обработки. Это вид декоративно-прикладного искусства, а изделия, украшенные таким способом, стоят больших денег.
С точки зрения технологии различают два вида чеканки – листовую и по литью. Чеканка по литью – относительно несложный процесс, позволяющий выровнять и сделать четче уже отлитый в форме рельеф. Чеканка по листу – это создание контура рисунка и рельефа, фактуры на гладком металлическом листе.
Для листовой чеканки сначала создается эскиз на бумаге. Те части рельефа, которые будут выпуклыми, закрашиваются штрихами. Затем создается заготовка (кусок металла с «припусками» до 5 см по краям). Заготовку под чеканку отжигают и тщательно очищают.
Затем производится насмолка. Металлический лист опускают в ванночку в разогретой смолой – она обеспечивает амортизацию и поддержку во время чеканки, удерживает лист в статичном положении, позволяя мастеру работать двумя руками. Слой смолы помогает получать четкий оттиск после каждого удара. Если чеканится кружка, труба, или любая другая вещь, пустая внутри, ее заполняют смолой до самого верха.
Затем эксиз рисунка переносится на металл. По современной технологии рисунок распечатывается на тонкой – тонкой бумаге и приклеивается к металлическому листу специальным клеем, который не оставит следов.
После этого начинается непосредственно сама чеканка. Мастер, используя разные чеканы (инструменты для чеканки в виде палочек с разными наконечниками) выколачивает на листе контур рисунка. Всех тонкостей работы чеканщика в одной статье не описать: требуется мастерство, опыт и художественный талант, чтобы создавать барельефные или горельефные (высоко выступающие над поверхностью) изображения.
Когда рисунок готов, чеканщик выглаживает фон и отжигает пластину с рисунком.
Существуют и дополнительные этапы – например, дальнейшее поднятие рельефа рисунка, доработка на смоле, но они не обязательны – в каждом случае это решается отдельно.
В качестве дополнительной отделки можно произвести чернение, нанести слой патины, отполировать или отшлифовать рельеф.